С середины 2000-х годов в России значительное внимание уделяется необходимости повышения качества и эффективности государственного и муниципального управления, оценке эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. На федеральном и региональном уровнях разработаны соответствующие методики и подходы к мониторингу и оценке эффективности, определены ее критерии и показатели. Однако большинство из них не лишено таких недостатков, как смешение понятий эффективности и результативности управления и развития территории, отсутствие в них показателей затрат на достижение результата, постоянная смена показателей и математического аппарата агрегирования частных индикаторов в интегральный в федеральных методиках. Поэтому в статье обобщены основные отечественные и зарубежные подходы к оценке эффективности муниципального управления, деятельности органов власти, проведен на примере Вологодской области анализ итогов расчета интегрального показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления, который рассчитывается в целях выделения грантов (межбюджетных трансфертов) лучшим муниципалитетам по результатам оценки, проведено ее сравнение с методикой оценки уровня социально-экономического развития, применяемой в Институте социально-экономического развития территорий РАН. Предложена авторская методика оценки эффективности управления социально-экономическим развитием муниципальных районов на основе оценки их потенциала и достигнутого уровня развития. Также представлена и описана схема формирования целостной и единой системы оценки эффективности деятельности органов власти региона и муниципальных образований и их работников
Ключевые слова
методика, муниципальное образование, вологодская
область, эффективность государственного (муниципального) управления, оценка эффективности деятельности органов власти