Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
00:0016.07.201807.2018с 01.01.2018
Просмотры0 (53*)85017586
Посетители0 (60*)96219929
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "От редакции"

Дошкольное образование в России: обеспеченность и доступность

Леонидова Г.В.

№5 (79), 2015

Леонидова Г.В. Дошкольное образование в России: обеспеченность и доступность // Проблемы развития территории. 2015. № 5 (79). URL: http://pdt.vscc.ac.ru/article/1290

В статье представлен анализ проблем и перспектив обеспеченности и доступности дошкольного образования в России. Показано, что система дошкольного образования испытывала и продолжает испытывать существенную напряженность: на начало 2014 года 2,7 млн детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные организации. Осложняет ситуацию сокращение количества детских садов, произошедшее в предыдущие годы по причине перехода системы образования на подушевое финансирование, а также в результате снижения рождаемости в 90-х гг. прошлого века (за период с 1990 по 2013 год число детских садов в России сократилось вдвое). В этой ситуации на 1 дошкольную организацию в современных условиях приходится на 20% детей больше, чем в 2010 году (145 воспитанников в 2013 году против 119 в 2010 году), и почти в 1,5 раза больше, чем в 1990 году. Показано на примере Вологодской области, что в городских муниципалитетах ситуация в дошкольном секторе образования выглядит хуже, чем в сельских территориях: в 2014 году городской детский сад в среднем имел нагрузку в 197 детей, сельский – 74 ребенка. При этом количество организаций, реализующих программы дошкольного образования, в городах не сократилось по сравнению с 2010 годом, а на селе их стало меньше в 1,5 раза. Причем только за один год (2013 – 2014 гг.) число сельских дошкольных организаций в регионе сократилось на 24% (с 256 до 194 ед.). В последнее время стали активно развиваться альтернативные формы решения проблемы обеспечения дошкольным образованием в рамках негосударственного сектора. В статье обоснована необходимость развития частного предпринимательства в сфере дошкольного образования, показано, что существенную помощь в этом может оказать активизация государственно-частного партнерства. Предложены меры, направленные на повышение уровня социальной защиты семей с детьми дошкольного возраста: выплата соответствующих компенсаций тем родителям, которые не имеют возможности устроить ребенка в государственный детский сад, приведение размера детского пособия в соответствие с реальными потребностями семей

Ключевые слова

государственно-частное партнерство; доступность; государственно-частное партнёрство; дошкольное образование; обеспеченность; частный детский сад

Полная версия статьи