Анализ профессионально-образовательных стратегий молодежи является показателем эффективности социально-экономического и политического положения в стране в целом и в регионе в частности. Выбор профессии как одно из ключевых решений в жизни молодого человека тесно связан с институтом образования в обществе. Образовательный уровень служит основой квалификации человека и является необходимой предпосылкой его социально-профессиональной мобильности. Социально-экономические реалии современного российского общества и региональная специфика диктуют, с одной стороны, необходимость оптимального выбора молодыми людьми профессионально-образовательных стратегий, так как в условиях региона для молодежи требуется быстрая ориентация в происходящих изменениях, адаптация к ним, активность в поиске оптимальных решений, а с другой стороны, требуется усиление ответственности общественных и образовательных институтов по сопровождению молодого поколения в формировании жизненных стратегий в целом и профессионально-образовательных стратегий в частности. Отсутствие системной работы по ориентации молодежи в профессионально-образовательном пространстве делает эту социально-демографическую группу еще более социально уязвимой. В статье предложен теоретический анализ понятия «образовательные стратегии». Обоснована актуальность данного исследования в Мурманской области. Мурманская область имеет ряд специфических особенностей природно-климатического и социально-экономического характера, которые в значительной степени сказываются на профессионально-образовательных стратегиях молодого поколения. Интенсивное сокращение численности населения и отрицательное миграционное сальдо оказывают определенное влияние на жизненные стратегии молодежи региона. В данной работе представлен анализ образовательного пространства региона высшего и среднего звена. Также представлены результаты эмпирического исследования, проведенного методом анкетирования по основному индикатору – профессионально-образовательные ориентации молодежи Мурманской области. Полученные результаты дают возможность сформировать представление о желательных направлениях самореализации, а также определить уровень притязаний данной социально-демографической группы, что позволит более эффективно выстраивать долгосрочную молодежную политику в регионе, продумывать факторы «удержания» молодежи, а также ее привлечения в Мурманскую область
Ключевые слова
молодёжь, самореализация, жизненные стратегии, уровень притязаний, профессионально-образовательные стратегии