В статье поднимается проблема «терминологического хаоса», порожденного многообразием теоретико-методологических подходов к изучению качества жизни населения, и необходимости систематизации научных знаний, накопленных отечественными и зарубежными учеными в этой области. Раскрыта сущность термина «качество». Описаны ключевые этапы в истории развития представлений о качестве жизни: от использования данной категории по большей части в публицистике, где его значение носило некий пропагандистский характер, до целого междисциплинарного направления, которое изучает природные, социальные, психологические и иные условия человеческого существования. На основе критического анализа зарубежных и отечественных трудов, посвященных категории «качество жизни», обобщены и структурированы сложившиеся теоретические подходы к определению понятия «качество жизни», выделены и описаны медицинский, философский, экологический, географический, социологический и экономические подходы. Обосновано использование концепции располагаемых возможностей в рамках экономического подхода, при котором качество жизни представляет собой расширение возможностей человека для долгой и здоровой жизни, приобретения знаний, доступа к ресурсам, обеспечивающим достойный уровень жизни, при сохранении их для будущих поколений и обеспечении собственной безопасности и равенства. Проанализированы современные методологические подходы к оценке качества жизни населения: произведена типологизация методологических подходов к оценке качества жизни населения по трем ключевым направлениям (объективному, субъективному и комбинированному). В рамках выделенных направлений раскрыты методические приемы анализа и оценки качества жизни населения
Ключевые слова
уровень жизни, качество жизни, благосостояние, методики оценки