Страны Европы и Северной Америки, которые уже во второй половине XX века перешли на постиндустриальный этап развития, осуществили в тот же период, с большим или меньшим успехом, и реструктуризацию медицинской помощи. Опыт реструктуризации здравоохранения западных стран позволяет вывести ряд общих закономерностей, принципов реструктуризации. Например, сокращение коечных фондов идет более успешно в странах с централизованной системой управления медицинскими учреждениями, напротив, децентрализация управления и финансирования является препятствием для структурных преобразований. Такие примеры чрезвычайно актуальны для России, где структурная реорганизация системы здравоохранения начала осуществляться лишь в начале XXI века. Несмотря на то что результаты структурных преобразований в постиндустриальных странах весьма неоднородны, богатый опыт, накопленный ими за годы реформ, даже с учетом различий политических, социокультурных и социально-экономических контекстов, весьма полезен в реализации аналогичных преобразований
в российских условиях. В России сокращение коечных фондов и закрытие больниц началось в 1990-е годы и было обусловлено социально-экономическим кризисом и трансформационными переменами, но оно продолжалось и в экономически благополучные 2000-е годы
в рамках преобразований, направленных на оптимизацию сети медицинских учреждений, повышение ее эффективности. Однако эти изменения приводят к росту социальной напряженности, ограничению доступности медицинской помощи для граждан, поскольку в реструктуризации преобладает тенденция сокращения стационарных мощностей, тогда как конструктивные изменения, формирование и распространение альтернативных видов медицинской помощи, стационарозамещающих технологий отстают. Реструктуризация должна опираться на специфику социально-экономического и культурного контекстов, иметь не только «количественное измерение», то есть сопровождаться снижением основных показателей стационарной помощи, но и «качественное», которое состоит в расширении роли амбулаторно-поликлинического звена в общей структуре медицинской помощи. Опыт постиндустриальных стран свидетельствует, что реструктуризация не может, вопреки распространенному мнению, привести и к существенному снижению расходов здравоохранения
Ключевые слова
реструктуризация, медицинская помощь, коечный фонд, больницы, постиндустриальные страны, рф