Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
12.08.202008.2020с 01.01.2020
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Качество жизни и человеческий потенциал территорий"

Социальная консолидация в условиях новой реальности: проблема общественной активности и идентичности населения региона

Молодов О.Б.

№2 (82), 2016

Молодов О.Б. Социальная консолидация в условиях новой реальности: проблема общественной активности и идентичности населения региона // Проблемы развития территории. 2016. № 2 (82). С. 82-97

В конце ХХ века на постсоветском пространстве произошли масштабные дезинтеграционные процессы, вызванные прежде всего распадом СССР. В образовавшихся суверенных государствах на повестку дня встала проблема социальной консолидации, поскольку без сплочения населения вокруг общих ценностей, идеалов и интересов невозможно противостоять современным вызовам и угрозам. Проблема консолидации общества особо актуальна для России, многонационального и поликонфессионального государства, где социальные трансформации привели к возникновению множества социальных неравенств. В условиях новой реальности наряду с факторами, способствующими объединению интересов различных социальных слоев и групп, существуют и предпосылки для дальнейшего разобщения населения, в том числе на региональном уровне. Среди них важное место занимает низкая общественная (гражданская) активность и идентичность жителей региона. Исследование общественного мнения населения Вологодской области показало, что низкая общественная активность в основном объясняется неверием граждан в возможность влияния на положение дел и на принятие решений органами власти, безразличием к общим делам и иждивенческими настроениями. Большинство жителей не готово объединиться для защиты собственных или групповых интересов и предполагает ограничиться подписанием обращения к органам власти. Экономический кризис стал угрозой для увеличения доли среднего класса – основной социальной базы построения гражданского общества в стране. Определенную ответственность за сложившуюся ситуацию несут региональные и местные СМИ, в основном реализующие функцию по «улучшению имиджа» властных структур и характеризующиеся преобладанием развлекательного контента. Не завершилось в регионе и формирование общенациональной идентичности населения, значительная часть которого ощущает свою принадлежность к локальному и региональному сообществу. Традиционная религия большинства жителей (православие) не обладает значительным консолидационным потенциалом. В целях сплочения населения региона для решения общих задач следует предпринять усилия по вовлечению жителей области в реализацию социально значимых проектов, формированию активной жизненной позиции и общенациональной идентичности

Ключевые слова

регион, государство, гражданское общество, доверие, социальная консолидация, идентичность, общественная активность

Полная версия статьи