Выбор населением ценностных приоритетов зависит от целого комплекса факторов, в ряду которых не последнее место занимает отношение к окружающей действительности (экономическим, политическим, бытовым событиям, социальным институтам, межличностным отношениям). Наличие стремления к переменам, желание понимать, осваивать и присваивать новую социальную реальность, желание стать ключевым элементом модернизационных процессов является отличительной чертой молодого поколения. Эксперты сходятся на том, что именно эта черта отличает молодое население от «поколения отцов». В статье приведены данные исследования, целью которого стал анализ социальных характеристик молодежи в зависимости от отношения к пластам социальной перспективы – настоящего и будущего. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: обзор взглядов на социальную реальность, распространенных в современной литературе, выделение ценностных, психологических и ряда других факторов, формирующих картину социальной реальности и социального времени (на примере молодежи Вологодской области). В качестве информационной базы в статье использованы некоторые результаты социологического исследования, проведенного
в III кв. 2015 года среди молодежи Вологодской области в возрасте 18 – 29 лет для анализа социокультурных характеристик этой социально-демографической категории. Форма исследования – поквартирный опрос в городах Вологде и Череповце и восьми районах области (Бабаевском, Великоустюгском, Вожегодском, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Шекснинском и Тарногском). В выборку исследования вошли 1000 чел. в возрасте 16 – 29 лет включительно (генеральная совокупность – 217841 чел.). Выборка целенаправленная, квотная. Квоты выборки составлены в соответствии со следующими параметрами: место проживания, половозрастные характеристики. Проведен анализ мнений молодежи с разной модальностью в отношении будущего об основных социальных институтах – образования, труда и т. д. Отдельно затронут вопрос о возможностях решения проблем молодежи путем выстраивания ситуации социального успеха
в рамках деятельности институтов гражданского общества. Сделан вывод о том, что специфической чертой молодого поколения является неоднородность в оценках социальной перспективы. Для выверенного социального развития части молодежи необходимо конструирование ситуации социального успеха, что в целом могло бы стать пространством для активности институтов гражданского общества. Общественным организациям и объединениям для проведения работ по этому направлению целесообразно прибегнуть к использованию проектных методов, механизмов наставничества, партнерства. Приведены некоторые рекомендации для реализации данного направления работ в образовательных организациях и на рабочем месте
Ключевые слова
молодёжь, социологический опрос, ценность, социальная перспектива, модус, социальный успех, институты гражданского общества