Эффективное управление организацией в современном мире является важнейшим условием ее успеха и даже выживания, что в наибольшей степени касается коммерческих структур, но становится актуальным и для системы государственного управления и учреждений социальной сферы. Традиционно общественный сектор рассматривался как сфера «безмятежного» существования, где организации концентрировались на процессе оказания услуг без особой опоры на эффективность и достижение высоких результатов. Эта ситуация начала меняться с середины 1980-х годов, когда все большую популярность в государственном управлении стали приобретать принципы New Public Management, которые, в отличие от подходов традиционной концепции Public Administration, ориентируют учреждения на эффективность, достижение результата и в целом применение в управлении общественным сектором традиционных для бизнеса инструментов мотивации сотрудников, планирования и контроля деятельности. Все большую актуальность в социальной сфере и в целом в общественном секторе приобретают вопросы оценки эффективности управления. Изменения происходят прежде всего в понимании роли органов исполнительной власти, от которых общество ждет эффективности и прозрачности, а также нацеленности на конкретный значимый результат. Вместе с тем оценка эффективности государственного управления весьма и весьма затруднена объективными причинами. Так, оказание государственных услуг чаще всего представляет собой низкоспецифичную деятельность с большими объемами, которую крайне сложно контролировать. Государственные власти, невзирая на это ограничение, стремятся разработать и включить в практику формализованные методики оценки эффективности государственного управления. Однако в действительности эти жестко регламентированные схемы скрывают множество на первый взгляд невидимых проблем методологического и методического характера, в результате полученные с их помощью оценки в лучшем случае мало говорят об эффективности как таковой или в худшем случае открывают широкие возможности для манипуляции данными и подгонки «под ответ».
Автор статьи анализирует границы применимости формализованных методик оценки эффективности исполнительной власти, принимая за основу теоретико-методологическую модель Вулкока–Притчетта–Израэля–Фукуямы и обращаясь к примерам из российской и зарубежной практики государственного управления
Ключевые слова
государственное управление, оценка эффективности, исполнительная власть, низкоспецифичная деятельность с большим объемом