Проблемы формирования и реализации налогового потенциала региона явились предметом особого интереса со стороны специалистов соответствующего профиля ввиду возникшей необходимости в разработке экономически обоснованных индикаторов, способных объективно обеспечить выявление целесообразности и масштабов бюджетного выравнивания. Обобщение накопленного научного опыта позволяет говорить о создании внушительной теоретической, методологической и эмпирической базы и о ее успешном применении в практике межбюджетных взаимоотношений на примере различных государств. Пристального внимания заслуживают вопросы, касающиеся повышения достигнутого уровня и качества налогового потенциала региона, поскольку они направлены на решение (а не лишь на снижение степени социально-деструктивного воздействия) проблемы финансовой несостоятельности региона. Однако, к сожалению, современная российская практика не позволяет утверждать несомненную эффективность предлагаемых к реализации подобного рода мероприятий. Как нам видится, причина такого положения дел заключается, в первую очередь, в наличии локальных институциональных барьеров, ограничивающих достижение высокой продуктивности экономической деятельности в регионе. Таким образом, цель проводимого исследования – эмпирическое подтверждение существования, исследование форм проявления институциональных ограничений, касающихся взаимодействия органов государственной власти и управления региона и бизнес-сообщества, их влияния на уровень экономического развития и налогового потенциала региона (на примере Удмуртии). В процессе исследования были применены методы системного, комплексного и корреляционного анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения, абстрагирования, формализации, обобщения. В условиях отечественных реалий показана целесообразность повышения уровня и качества налогового потенциала региона, прежде всего путем увеличения экономического потенциала. Обосновывается перспектива снижения уровня налогового потенциала российского региона в связи с уменьшением соответствующего потенциала социально-экономического развития. На основе отечественного и зарубежного опыта доказывается влияние неформального института партнерства органов власти и управления региона и бизнес-сообщества на уровень и качество налогового потенциала региона. Материалы исследования могут быть применены в работе государственными служащими, деятелями науки, экспертами и аналитиками предприятий
Ключевые слова
государственно-частное партнерство, институциональная среда, налоговый потенциал, экономический потенциал, государственная поддержка социально-экономического развития, удмуртия, приволжский федеральный округ