Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
02:1222.07.201807.2018с 01.01.2018
Просмотры0 (55*)120317939
Посетители0 (61*)133720304
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Устойчивое развитие территорий, отраслей и производственных комплексов"

Возможности местных бюджетов при реализации муниципальных стратегий развития

Бухвальд Е.М., Печенская М.А.

№4 (90), 2017

Бухвальд Е.М., Печенская М.А. Возможности местных бюджетов при реализации муниципальных стратегий развития // Проблемы развития территории. 2017. № 4 (90). С. 37-50. URL: http://pdt.vscc.ac.ru/article/2298

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» подключил муниципальные образования к формированию системы национального планирования. Она подразумевает разработку и реализацию стратегических документов обеспечения бюджетного процесса и стратегий социально-экономического развития территорий. Сам факт законодательного включения муниципального звена управления в систему национального планирования еще не является гарантом результативности. В первую очередь, для достижения целевых плановых индикаторов, особенно в долгосрочном периоде, необходимо экономическое, прежде всего, бюджетное обеспечение. Вместе с тем, многочисленные исследования российских ученых свидетельствуют о формировании местных бюджетов в отрыве от экономических возможностей своих территорий, о нестабильности и несовершенстве нормативно-правового регулирования местного самоуправления и несистемности муниципальных реформ. В связи с этим крайне актуальным является анализ бюджетных возможностей и ограничений органов местного самоуправления при реализации стратегий развития своих территорий, что и явилось целью данной статьи. В ней на основании данных официальной статистики проанализировано состояние местных бюджетов Вологодской области с 2004 года в сравнении с Северо-Западом и Российской Федерацией. В результате расчетов распределения доходов между бюджетными уровнями сделан вывод о том, что муниципалитетам достается крайне низкая доля прироста ВРП – менее 3%. Обоснована нарастающая централизация налоговых источников в региональном бюджете, которая не позволяет остановить тенденцию роста муниципальной дотационности. Показана низкая финансовая автономия бюджетов поселений, что явилось, по всей видимости, причиной начала формирования системы национального стратегического планирования с уровня муниципальных районов и городских округов. Тем самым подчеркивается заведомо низкая способность участия поселений в формировании точек роста страны. Предложен ряд мер для муниципального, регионального и федерального уровней по созданию бюджетных условий для вовлечения муниципальных образований в систему стратегического планирования. Это связано с тем, что их становление как равноправных участников стратегического планирования требует целенаправленной и слаженной работы по всей вертикали бюджетной системы. Материалы статьи могут быть использованы в процессе обучения бакалавров и магистров, а также научными сотрудниками в качестве базы для дальнейших исследований и органами управления при принятии управленческих решений

Ключевые слова

стратегическое планирование; муниципальные образования; органы местного самоуправления; местный бюджет; Муниципальные образования; Органы местного самоуправления; стратегия развития

Полная версия статьи