Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
05.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "От редакции"

Профессиональная самоидентификация и самочувствие учителей в условиях продолжающихся реформ образования

Леонидова Г.В.

№6 (92), 2017

Леонидова Г.В. Профессиональная самоидентификация и самочувствие учителей в условиях продолжающихся реформ образования // Проблемы развития территории. 2017. № 6 (92). С. 7-26

Статья посвящена проблемам образования, в частности, таким его внутриинституциональным аспектам, как социальный статус педагогов, одной из важных социально-профессиональных групп российских работников, их профессиональное самочувствие, престиж и социальная значимость профессии, мотивы неприятия и, наоборот, привлекательности педагогической деятельности. Анализ проведен на результатах трех волн социологического мониторинга экономического положения и социального самочувствия учителей общеобразовательных школ Вологодской области, проведенных Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» в 2011, 2015 и 2017 годах в Вологодской области. Использованы также социологические данные ВЦИОМ и ФОМ по вопросам социального престижа профессии учителя. Целью исследования является анализ мнения учительской общественности региона и страны об итогах образовательных реформ и оценке потенциала педагогической профессии в решении задачи формирования нового качества человеческого капитала. В исследовании показано, что в 1990-е годы, период активного реформирования страны, и в 2000-е, когда активно начала модернизироваться и реформироваться система образования, произошло снижение социального статуса учительской профессии. Данные мониторинга социального самочувствия учителей показывают, что острота этой проблемы чуть спала в результате предпринятых в 2012 году Президентом РФ и Правительством РФ мер по повышению заработной платы этой категории работников. В исследовании выявлено, что оценка статуса как с внешней (уважение в обществе), так и с внутренней (позиция профессиональной группы) стороны остается невысокой, но имеет положительный тренд. В статье даны анализ социально-демографических характеристик учительского потенциала (возраст, численность), субъективно-личностных факторов отношения к профессиональной деятельности (социальная активность, верность профессии, призвание) и оценка ее перспектив (карьерные устремления, привлекательность профессии). Научную значимость исследования составил анализ феномена «призвание» в профессии учителя, факторов, определяющих «верность» избранному делу. Показано, что в социально-профессиональной группе российского учительства работа по призванию распространена больше, чем в среднем по занятому населению. Этот вывод соответствует аналогичным результатам отечественных и зарубежных исследований. Данное исследование и его результаты могут быть полезны при разработке и корректировке стратегических мероприятий по развитию региональной системы образования, а его методический инструментарий может служить одним из оснований для формирования единой методики исследования экономики образования и, в частности, социального положения российского учительства

Ключевые слова

повышение квалификации, социальное самочувствие, профессиональное призвание, социальный статус, профессия учителя, престиж профессии

Полная версия статьи