В статье поднимается проблема инструментария и научной обоснованности разработки планово-прогнозных документов на муниципальном уровне. Потребность в таком инструментарии обусловлена зависимостью социально-экономического развития муниципалитета от качества стратегического планирования, актуальна в свете действующего законодательства, в частности, Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой в 2014 году. В ходе исследования развивается идея специалистов ЦЭМИ РАН о целесообразности использования агент-ориентированных моделей в качестве инструмента планирования развития территорий. Принципиальным отличием проведенной работы от уже существующих публикаций, затрагивающих данную тему, является цель исследования, которая заключалась не в обзоре существующих моделей и описании примеров, что можно найти во многих статьях, а в анализе и систематизации накопленного наукой и практикой опыта разработки агент-ориентированных моделей, предназначенных для целей муниципального управления. В частности, научную новизну исследования составляет выполненная автором классификация агент-ориентированных моделей в муниципальном управлении по четырем основным критериям: область применения, цель применения, способ включения в модель органов власти, способ задания в модели управляющих воздействий. Так, по области применения выделены агент-ориентированные модели, решающие задачи территориального планирования, бюджетного проектирования, налоговой политики, охраны окружающей среды, транспортного обслуживания, обеспечения детскими садами, школами, медицинской помощью, а также другие вопросы в соответствии с полномочиями муниципальных органов власти. По цели применения определены агент-ориентированные модели, предназначенные для прогнозирования рисков социально-экономического развития, апробации управленческих воздействий, оценки эффективности проводимой политики, тренировки навыков принятия решений. По способу включения в модель органов власти выделены агент-ориентированные модели, содержащие их в явном и неявном виде, по способу задания управляющих воздействий – модели, в которых поведение органов власти определяется эндогенно, частично эндогенно, экзогенно. Также в статье описаны этапы разработки агентной модели для целей формирования научно обоснованной социально-экономической политики на местах, а также минимально необходимый состав команды разработчиков, обоснована перспективность и целесообразность использования агент-ориентированного моделирования в муниципальном управлении, рассмотрены мнения ведущих российских и зарубежных специалистов относительно потребности в новом инструментарии, приведены многочисленные аргументы в пользу его применения
Ключевые слова
управление, политика, агент-ориентированный подход, агент-ориентированное моделирование