Представлен экономико-теоретический взгляд на проектирование социально-экономического развития территории в части институционализации экономических интересов субъектов проектирования и субъектов реализации проекта. Целью исследования стало выделить и развернуть четыре этапа институционализации, а также предложить новые принципы и критерии оптимальной институциональной комбинации проекта для его успешной реализации. В качестве методологической базы исследования применены системный подход и как одно из его направлений метод структурных уровней в единстве функционарного и функционального аспектов. К элементам научной новизны следует отнести представление структуры хозяйственной системы территории через иерархию трех крупных уровней, поэтапное описание процесса институционализации экономических интересов, обоснование критериев оптимальной институциональной комбинации в проектировании социально-экономического развития территорий. В статье впервые применен структурно-уровневый подход к исследованию хозяйственной системы территории, позволяющий системно посмотреть на механизм институциализации экономических интересов субъектов проекта. Выделены технико-экономический, социально-экономический, хозяйственный уровни ее функционирования. Хозяйственный уровень представлен тремя подуровнями, играющими принципиальную роль для раскрытия темы статьи: организационно-экономический, институциональный и собственно хозяйственный подуровень. Выделение собственно хозяйственного подуровня принципиально в том смысле, что анализ хозяйственного поведения и взаимодействия субъектов территориального развития позволяет теоретически соотнести субъективно создаваемые организационно-экономические и институциональные нормы с объективной направленностью технико-экономических и социально-экономических процессов функционирования и развития территории. Обозначены основные этапы институционального дизайна проекта развития территорий: принятие и оформление социального заказа на проект социально-экономического развития территории, фиксация проектировщиком хозяйственных проблем социально-экономического развития территории как объекта проектирования, выделение зон концентрации экономических интересов и доминантных шаблонов поведения субъектов территориального развития, разработка институционального дизайна проекта развития территории на основе согласования хозяйственных интересов его участников. По мнению авторов, проектировщик должен учесть, с одной стороны, субординированное опосредование отношений глубинного уровня в ходе реализации и выхода на поверхностные уровни хозяйственной жизни, с другой – обратное воздействие институциональных структур на базисные экономические отношения. Институциональная комбинация в социально-экономическом управлении территорией рассматривается как сочетание институциональных норм (экономических, финансовых, организационных, правовых), сформированных в соответствии с заданными целями общественного развития. В статье уточнены критерии оптимальной институциональной комбинации проекта: «чувствительность» к проявлениям территориальных проблем-раздражителей на хозяйственном уровне, «адаптивность» к изменению и концентрации экономических интересов ключевых субъектов развития, «комбинаторика» как конструирование совокупности форм и норм, способствующих выбору наиболее правильного вектора социально-экономического развития территории, а также мотивирующих субъектов развития на его осуществление. Основные положения статьи уже апробированы в ряде проектов развития территорий Тверской области, а через проблематизацию некоторых из них раскрыты возможности использования институционального дизайна в управлении региональным развитием
Ключевые слова
проектирование, развитие территорий, институционализация, метод структурных уровней, хозяйственная система, туристическое развитие