В условиях нестабильной социально-экономической ситуации в стране перед органами власти и управления, а также научным сообществом стоит вполне конкретная задача, которая заключается в поисках направлений диверсификации экономики в целях снижения последствий от влияния негативных факторов. Одним из таких направлений является активизация деятельности малого бизнеса. Однако реально существующие условия не позволяют реализовать все возможности данного сектора экономики. В связи с этим цель данного исследования состоит в теоретическом и практическом исследовании роли малого бизнеса в социально-экономическом развитии российских регионов и направлений улучшения условий его функционирования. В статье подробно изложено теоретическое обоснование значения малого предпринимательства для социально-экономического развития территорий, изучены существующие методические подходы к оценке его роли, разработана и апробирована авторская методика типологизации субъектов РФ по вкладу в их развитие малого бизнеса за период 2009–2016 гг., интерпретированы полученные результаты, на основе которых сделан вывод о том, что в РФ высокий уровень вклада малого бизнеса в экономику, что определяет его значительную роль в социальной сфере и движении инвестиционных ресурсов, разработана система мер по активизации процессов развития малого бизнеса в зависимости от его места в социально-экономическом развитии субъекта. В качестве меры по повышению вклада малого предпринимательства в социально-экономическое развитие территорий предложена организация работы по трем направлениям: экономический потенциал должен развиваться за счет создания системы качественного роста и развития субъектов малого бизнеса, построения диалога между властью и бизнесом для выявления его специфических проблем и снижения административных барьеров; социальный – за счет повышения эффективности использования имеющегося предпринимательского потенциала и предпринимательских способностей населения; инвестиционный – должен быть основан на кредитном обеспечении развития малого бизнеса и расширения инструментов инвестирования. Материалы статьи могут быть использованы научными сотрудниками, аспирантами и студентами, а также всеми интересующимися проблемами развития малого предпринимательства и региональной экономики
Ключевые слова
социально-экономическое развитие, малый бизнес, предпринимательство, регионы, типологизация, проблемы и тенденции