Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
05.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Зарубежный опыт развития региональной экономики"

Инструментарий комплексной оценки зон торгового обслуживания в городе

Варвашеня А.А.

№3 (95), 2018

Варвашеня А.А. Инструментарий комплексной оценки зон торгового обслуживания в городе // Проблемы развития территории. 2018. № 3 (95). С. 122-137. DOI: 10.15838/ptd.2018.3.95.8

DOI: 10.15838/ptd.2018.3.95.8

Изменения, происходящие в сфере торгового обслуживания потребителей, обусловливают актуальность выделения зон торгового обслуживания в городе и, как следствие, оценки торгового пространства. В связи с этим следует отметить важность применения геоинформационных технологий в решении данного вопроса. Однако визуализация размещения торговых объектов на карте, как правило, не дает реальных результатов в отношении обеспеченности населения торговыми площадями. Применяемые подходы к оценке размещения торговых объектов не в полной мере отражают качественную составляющую торговой сети, так как рассчитываются показатели или в целом по городу, или по административным районам, которые имеют разные по площади территории и при этом не учитывают места проживания населения. Выявленные недочеты ведут к тому, что появляются разрывы в достижении баланса распределения торговых площадей, которые невозможно оценить, а также возникают проблемы с проведением мониторинга и дальнейшего размещения торговых объектов. Обоснованное распределение торговых площадей на территории города способствует повышению социальной эффективности розничной торговли, что проявляется в обеспечении необходимыми для удовлетворения потребностей населения товарами и услугами, территориальной доступности объектов торговли, создании качественных и современных условий для обслуживания покупателей. В свою очередь, именно просчитанное количественное распределение торговых площадей для выделенных зон торгового обслуживания является важным первоначальным шагом при организации торгового пространства в городе. Поэтому основная цель данной научной статьи заключается в разработке методики комплексной оценки выделенных зон торгового обслуживания. Научная новизна состоит в том, что в основу представленной методики положено сравнение фактических результатов рассчитанных данных с рекомендуемыми значениями, а также в выявлении нехватки и (или) излишка торговых площадей в выделенных зонах, количественной оценке ситуации с концентрацией торговых площадей на основе данных относительно г. Минска и обеспеченности ими населения

Ключевые слова

розничная торговля, зона торгового обслуживания, торговый объект, торговая площадь, организация торгового пространства, комплексная оценка, концентрация торговой площади, обеспеченность населения торговой площадью

Полная версия статьи