Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
RuEn

рубрика "Качество жизни и человеческий потенциал территорий"

Дорожно-транспортная система современного городского пространства (социологический анализ)

Абдульзянов А.Р.

№2 (100), 2019

Абдульзянов А.Р. Дорожно-транспортная система современного городского пространства (социологический анализ) // Проблемы развития территории. 2019. № 2 (100). С. 116–126. DOI: 10.15838/ptd.2019.2.100.7

DOI: 10.15838/ptd.2019.2.100.7

Повышение смертности на дорогах является одной из социально-демографических проблем. Поэтому стабильное состояние дорожно-транспортной системы выступает гарантом безопасности дорожного движения в городской среде. Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение проблем дорожно-транспортной системы в социологическом ракурсе. Теоретико-методологический анализ показал, что отечественные и зарубежные ученые фокусируют свое внимание на анализе отдельных компонентов. При этом возникает необходимость комплексного исследования дорожно-транспортной системы, которая базируется на трех компонентах: автотранспортный парк, дорожно-транспортная инфраструктура, дорожно-транспортная среда. Эмпирической базой исследования выступили данные официальной статистики и социологического опроса «Безопасность дорожного движения», проведенного Центром семьи и демографии АН РТ. Опрос демонстрировал следующие результаты: низкие оценки качества дорог и их освещенности определяют лидерство этих показателей в рейтинге неудовлетворительных дорожных условий. В каждом третьем случае респонденты указывают на плохое состояние дорог, тогда как технические аспекты (отсутствие подземных и наземных переходов и пр.) занимают последние места. Делается вывод о том, что рост числа дорожно-транспортных нарушений в первую очередь связан с человеческим фактором, а именно с нарушением правил дорожного движения водителями. На основе проведенного исследования были выявлены следующие показатели состояния дорожно-транспортной системы: отсутствие взаимного уважения на дорогах между пешеходами и водителями, наличие взаимных обвинений в несоблюдении правил дорожного движения; превалирование отрицательных значений в оценке транспортной культуры и недостаточная функциональность деятельности образовательных учреждений в отношении трансляции ценностей и норм безопасного поведения в дорожном пространстве; неудовлетворенность населения деятельностью дорожно-патрульной службы и наличие в ее адрес обвинений в коррупции и недостатке профессионализма. В заключение сделан вывод о необходимости выработки стратегических направлений дальнейшего развития и повышения эффективности системы обеспечения безопасности дорожного движения как социального института

Ключевые слова

безопасность, социальное взаимодействие, риск, дорожно-транспортная система, социальные нормы, дорожно-транспортная среда, дорожно-транспортная культура, конфликтное поведение

Полная версия статьи

-->