По мере возрастания экономической активности в Арктике увеличиваются грузооборот арктических морских портов и объемы перевозок по Северному морскому пути. Целью работы является исследование провозных и пропускных способностей подходов Арктической транспортной системы на Европейском и Приуральском Севере России. При этом элементами Арктической транспортной системы являются Северный морской путь, сухопутные, воздушные и речные пути к арктическим морским портам, а также береговая инфраструктура, обеспечивающая их функционирование. Основной грузооборот на Европейском и Приуральском Севере России обеспечивают морские порты Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Нарьян-Мар, Варандей, Сабетта. Проведен анализ грузооборота основных портов Европейского и Приуральского Севера России и объемов перевозок по Северному морскому пути в сравнении с суммарным грузооборотом морских портов России. Составлена схема транспортных подходов к основным портам с разбивкой по видам транспорта. Сделана оценка соответствия провозных и пропускных способностей транспортных путей Европейского и Приуральского Севера России потребностям Арктической транспортной системы. Дана характеристика основных морских портов Европейского и Приуральского Севера России, их мощностей и возможностей по увеличению объемов грузооборота. Определены перспективы увеличения грузопотоков Арктической транспортной системы. Чтобы выйти на целевые показатели объемов перевозок по Северному морскому пути, изложенные в документах стратегического планирования, необходимо привлекать новые грузопотоки, в т. ч. выводить в Арктику промышленные грузы с Урала и других регионов. Это потребует дополнительных исследований и инвестиций в развитие транспортных путей Европейского и Приуральского Севера
Ключевые слова
провозные способности, пропускные способности, грузооборот порта, транспортные пути, европейский и приуральский север, арктическая транспортная система, северный морской путь