Обосновывается, что современная система управления высшим учебным заведением носит административный, то есть бюрократический, характер, который в последнее время проявляется сильнее под влиянием как глобальных процессов, так и специфики развития самих учреждений высшего образования. Бюрократическая система управления вузом имеет ряд преимуществ: установление четких правил, определение ключевых показателей эффективности, формирование и поддержание необходимой корпоративной культуры, регламентация внутривузовских процессов, распределение зон ответственности и полномочий всех участвующих сторон образовательного процесса, высокий уровень четкости, конкретности и системности при распределении обязанностей и уровней ответственности, планирование и прогнозирование развития вуза. В статье представлены некоторые результаты проведенного социологического исследования, позволяющего выявить реальное отношение различных акторов вузовского пространства к административной системе управления, а также определить негативные следствия как для отдельных вузов, так и для системы высшего образования, возникающие в результате чрезмерного расширения сферы применения административных практик. В их числе имитация деятельности всех акторов образовательного пространства, утрата доверия преподавателей к руководству вуза, снижение творческой активности преподавателей и научных сотрудников, несформированность практических навыков у выпускников, несоответствие качества получаемого образования требованиям работодателей, утрата доверия к вузу со стороны обучающихся, демотивация к образованию, необоснованная формализация внутренних процессов, фаворитизм и непотизм, снижение рейтинга вуза на мировом рынке образовательных услуг, снижение качества образования, утрата содержательной составляющей образования, отказ от отечественных традиций в образовании
Ключевые слова
риск, стандартизация, вуз, тренд, система, администрирование, университет, административное управление, вызов, тенденция, бюрократизация, регламентация, формализация, имитация