Мировое сообщество сегодня столкнулось с последствиями неограниченной эксплуатации природных ресурсов. Проблемы обезлесения, изменения климата, сокращения биоразнообразия, экологические бедствия стали следствием нерационального лесопользования, роста численности населения, промышленного развития. В условиях рыночной экономики леса как экономический ресурс задействованы в хозяйственном обороте и рассматриваются лесопользователями и правительствами стран преимущественно как источник доходов и нередко как даровое благо. Быстрорастущий спрос на древесину в XX веке легко покрывался за счет освоения новых лесных территорий. Спрос на лесную продукцию в его количественных и качественных характеристиках различен по странам и регионам мира. Потребление древесины в стране зависит от уровня экономического развития страны, численности населения и уровня бедности, обеспеченности лесными ресурсами, природно-климатических условий, способствующих их восстановлению, а также от спроса на внутренних и внешних рынках, наличия перерабатывающих мощностей и инноваций. В настоящей статье выявлены и уточнены главные факторы, влияющие на мировое потребление лесной древесной продукции. Установлено, что описание рынков леса и спроса на них осуществляется в рамках двух подходов, в которых задействуются разные классификации факторов. В обоих подходах изучается действие разнообразных единичных факторов, при этом выявление факторов спроса осуществляется на эмпирической основе. В результате исследования факторы глобального спроса на лесную продукцию были сгруппированы: природно-географические, демографические, политические, научно-технические и экономические. В каждой группе определены наиболее воздействующие на спрос факторы и приведена характеристика влияния отдельных факторов. Знание факторов спроса позволяет воздействовать на потребление лесных товаров, прогнозировать изменения в лесопользовании, лесной промышленности и лесной торговле
Ключевые слова
устойчивое развитие, глобализация, конъюнктура, лесная продукция, рынок леса, потребление древесины, спрос, факторы спроса