Статья посвящена вопросам организации эффективной обратной связи с гражданами и создания условий для повышения уровня вовлеченности населения в процессы управления территорией на местном уровне. В ближайшие годы объем финансирования мероприятий, поддержанных гражданами путем открытого голосования, должен существенно вырасти, что ставит задачу дальнейшего вовлечения граждан в процессы управления на местном уровне. В статье определены теоретико-методологические подходы к понятию «общественное участие», изложены функции и формы участия населения в принятии решений, обобщен опыт Вологодского муниципального района Вологодской области по решению вопросов социально-экономического развития территории с использованием механизмов обратной связи и активного вовлечения граждан. Такие практики активизации общественного участия, как губернаторские инициативы – градостроительные советы и программа «Народный бюджет», а также местные – информационный ресурс «Заяви о проблеме», «Открыто», «Народный стройконтроль», «Дружному дому – уютный двор», муниципально-общественное партнерство по сохранению объекта культурного наследия, поддержка добровольчества и др., позволили увеличить уровень вовлеченности граждан в процесс управления на муниципальном уровне до 40%. Все большее значение в плане самоорганизации населения приобретают институт старост, территориальное общественное самоуправление, которые открывают новые возможности для сотрудничества власти и общества по развитию территории. Достигнутый уровень коммуникаций с населением и реальная включенность общественности в принятие решений на муниципальном уровне во многом обусловливают лидирующие позиции района в региональных рейтингах социально-экономического развития. Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать предложенные социально-управленческие инструменты в деятельности органов местного самоуправления
Ключевые слова
местное самоуправление, муниципальное управление, общественное участие, обратная связь, коммуникация, местное сообщество