В статье затронут вопрос изучения человеческого капитала и факторов его формирования в исследованиях сотрудников Вологодского научного центра Российской академии наук. Внимание акцентировано на истории развития в ВолНЦ РАН таких научных направлений, как оценка человеческого и трудового потенциала населения, исследование научно-образовательного пространства как институциональной структуры, проведение практико-ориентированных исследований в сфере подготовки научных кадров. Отмечены вызовы времени, определяющие постановку научных задач (технологические трансформации, институционализация образовательного пространства, цифровизация, пандемия и т. д.). Выделены исследовательские результаты сотрудников ВолНЦ РАН, которые развивают научную традицию в направлении изучения факторов формирования человеческого капитала: новые дефиниции, подходы, модели (в том числе теоретическая модель smart-образования). Отдельно рассмотрены основные научные подходы и школы, на которых базируются исследования. Представлены методические разработки, применяемые в настоящее время для сбора эмпирических данных по показателям человеческого развития, среди них методика оценки воспроизводства человеческого потенциала сельских территорий и факторов его определяющих; методика анализа отдельных навыков и компетенций населения; методика оценки уровня развития системы образования на уровне отдельных регионов; методика рейтингования дошкольных образовательных организаций по критериям удовлетворенности населения предоставляемыми ими услугами; методика оценки адаптационного потенциала представителей учительского сообщества; методика расчета коэффициента опережения заработной платы в образовании и т. д. Приведены результаты их апробации. Представлены перспективные направления и возможности продолжения дальнейшего исследования факторов формирования человеческого капитала в рамках новых теоретических подходов и научных школ
Ключевые слова
человеческий потенциал, научно-образовательный центр, сельские территории, человеческое развитие, научно-образовательное пространство, развитие территорий, экономическая интернет-школа, smart-образование