В статье рассматриваются проблемы развития российского экспорта агропродовольственной продукции, формирования его региональной структуры, эффективность реализации конкурентных преимуществ регионов на мировом продовольственном рынке в условиях современных внешнеэкономических вызовов. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью повышения национальной конкурентоспособности, вовлечения в экспортную деятельность субъектов РФ для выравнивания уровня развития. Разные регионы РФ обладают уникальными ресурсами и особенностями функционирования. С одной стороны, это ведет к их дифференциации, с другой, является источником развития и формирования конкурентных преимуществ. В статье на основе статистических данных по экспорту сельскохозяйственного сырья и продовольствия России за 2001–2018 гг. рассчитаны изменения региональной структуры экспорта агропродовольственной продукции, коэффициенты вариации регионов по объему экспорта агропродовольственной продукции, его доли в общем экспорте. В результате выявлена высокая пространственная дифференциация экспорта агропродовольственной продукции. За исследуемый период происходила консервация региональной структуры агропродовольственного экспорта, которая ведет к усилению неравномерности пространственного развития. На 15 регионов приходится 70–80% экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Коэффициент вариации экспорта продовольственной продукции и сельскохозяйственного сырья увеличился с 202% в 2001 году до 258% в 2018 году. Основное количество регионов ориентировано на внутренний рынок. Показана тенденция снижения дифференциации субъектов РФ по доле сельскохозяйственного сырья и продовольствия в общем экспорте региона. Коэффициент вариации по данному показателю снизился с 214% в 2010 году до 125% в 2018 году. Группировка субъектов РФ по экспорту агропродовольственной продукции позволила выявить, что ведущие позиции в экспорте агропродовольственной продукции занимают регионы, которые обладают конкурентными преимуществами «первой природы». Конкурентные преимущества, основанные на инновационных процессах, реализуются слабо. С учетом полученных результатов представлены рекомендации по совершенствованию регионального экспорта агропродовольственной продукции
Ключевые слова
регион, структура, конкурентные преимущества, дифференциация, группировка, коэффициент вариации, экспорт, агропродовольственный комплекс