В статье предпринимательство рассматривается как фактор экономического развития, влияющий на преобразования. Выделены проблемы, обусловленные недостаточным уровнем развития отечественного предпринимательства по сравнению с европейским, региональными различиями в связи с социально-экономическими и институциональными аспектами. Исследование нацелено на определение стимулов и барьеров, которые оказывают влияние на успешное начало предпринимательской деятельности, ведение предпринимательства и его развитие. В работе структурированы факторы, воздействующие на предпринимательство, с учетом их сферы действия (особое внимание уделено институциональным, социокультурным и психологическим факторам) и характера влияния (положительные и отрицательные). С использованием положений социально-когнитивной теории, общенаучных методов исследования и данных федерального и регионального уровней проведен анализ предпринимательства с позиций стимулов и барьеров, влияющих на него. Показано, что в предпринимательской среде распространены удовлетворительные оценки текущего состояния бизнеса и сдержанные прогнозы в отношении его развития. Сделан вывод о зависимости оценок текущего состояния и перспектив развития от размера организации, продолжительности ее функционирования на рынке, а также от рисков ведения деятельности, обусловленных изменением рыночной ситуации, спроса, покупательной способности населения. Подчеркнута роль институциональных аспектов, обусловленных изменениями законодательства и судебной системы. На региональном уровне на склонность к предпринимательству оказывают влияние финансовые аспекты, налоговая система и налоговое бремя, наличие у человека перспективного плана развития своего дела, а также особого склада характера, специальных способностей по управлению предприятием. В качестве практической значимости исследования отметим необходимость системной интеграции мер поддержки предпринимательства, информационного, юридического сопровождения реализуемых предпринимателями проектов, синхронизации информационных потоков и достижения согласованности между приоритетами и стратегическими целями
Ключевые слова
регион, предпринимательство, стимулы, барьеры, Регион, меры государственной поддержки