На современном этапе развития одной из актуальных задач является поиск резервов экономического роста территорий, среди которых важное место отводится неэкономическим факторам, таким, например, как работа по специальности. Однако рост нестандартной занятости и другие социально-экономические трансформации создают обстановку неэффективного трудоустройства населения в целом, молодежи в частности. Доля выпускников 2018–2020 гг., работающих не по специальности, согласно данным Росстата, составляет в высшем образовании 26%, подготовка специалистов среднего звена – 41%, квалифицированных рабочих – 46%. Трудоустройство не по специальности ставит много вопросов, в частности о причинах, возможностях и недостатках такого выбора, об уровне и качестве трудового потенциала работающих не по профилю подготовки, их удовлетворенности выбранной профессией и т. д. Цель исследования – анализ причин, рисков и возможностей работы не по специальности занятого населения Вологодской области. Информационную базу составили данные Росстата, результаты мониторинга качества трудового потенциала, проводимого в Вологодской области. Выявлены риски трудоустройства не по специальности: более низкий уровень удовлетворенности трудом, потери в заработной плате, меньшее соответствие работы призванию, склонностям и способностям. Доказано, что работа не по специальности имеет больше недостатков, чем возможностей. К последним можно отнести лишь то, что такой выбор трудоустройства дает работнику основание для освоения нового направления деятельности и новых компетенций, увеличения трудовой мобильности. Показаны значимые преимущества работы по специальности и по близкому к ней профессиональному направлению: более высокий уровень заработной платы, эффективная реализация качества трудового потенциала, соответственно, большие выгоды для экономики. Новизна исследования заключается в раскрытии ранее не изучаемых аспектов работы не по специальности (соответствие призванию, склонностям и способностям работника). Результаты исследования можно использовать для профориентационной деятельности в образовательных организациях
Ключевые слова
экономический рост, трудовой потенциал, неэкономические факторы, призвание, социально-экономическое развитие территории, работа по специальности, работа не по специальности