В статье актуализируется проблема оценки качества и доступности медицинской помощи в российском здравоохранении. Цель исследования – анализ доступности и качества медицинской помощи в субрегиональном срезе Вологодской области с выявлением различий между территориями, организациями коммерческого и государственного секторов здравоохранения. Работа опирается как на данные статистической отчетности (показателем доступности медицинской помощи выступает обеспеченность населения врачами, качества медицинской помощи – уровень профессионализации и квалификации врачей), так и на субъективные оценки жителей, полученные в ходе опросов (на основе данных опроса рассчитываются индексы качества и доступности медицинской помощи). Научная новизна исследования состоит в апробации оригинальной методики бинарного анализа двух ключевых параметров медицинской помощи – доступности и качества на основе расчетных индексов на материалах периода пандемии COVID-19. В качестве альтернативы распространенным в отечественной и зарубежной литературе и управлении практикам дискретного анализа доступности и качества медицинской помощи или интерпретации их как синонимичных категорий автор апробирует подход, предполагающий их совместную оценку в рамках двумерного пространства измерений, и показывает его аналитические преимущества. Анализ, осуществленный в рамках данного подхода, позволил выявить варианты сопряжения и дихотомии между параметрами доступности качества медицинской помощи в сравнительном территориальном и структурном контекстах, в субъективных оценках респондентов. В результате исследования удалось установить, что организации коммерческого сектора получают более высокие, чем государственные лечебно-профилактические учреждения, оценки доступности и качества медицинской помощи и услуг, что свидетельствует как о формировании новой культуры медицинской активности, так и о возникающих для жителей региона рисках. Практическая ценность полученных результатов состоит в апробации методики оценки и анализа доступности и качества медицинской помощи как оппонирующих категорий в территориальном сопоставлении, что позволит планировать развитие здравоохранения с опорой на мнения жителей территорий
Ключевые слова
здравоохранение, социологический опрос, территории, государственный сектор, доступность медицинской помощи, качество медицинской помощи, частный сектор, респондент