Малый и средний бизнес является драйвером экономического развития России в части обеспечения ее промышленного и финансового суверенитета, что обусловливает актуальность решения проблемы его государственной поддержки. Такая поддержка необходима для освоения субъектами малого и среднего предпринимательства новых экономических ниш, применения новых технологий и инноваций, обустройства территорий, сохранения существующих и создания новых рабочих мест на малых и средних предприятиях, обеспечения устойчивости развития территорий. Цель исследования заключается в выявлении влияния малого и среднего предпринимательства на территориальное развитие для выработки практических направлений и объемов совершенствования его государственной поддержки. Новизна постановки и решения проблемы определяется тем, что до настоящего времени в российских регионах выбор направлений и бенефициаров поддержки в основном базировался на попытках достижения таких количественных параметров, как увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП, в рост занятости по сравнению с достигнутым на территории базовым уровнем соответствующих показателей и учете практик поддержки, существующих в развитых странах. В отличие от реализуемых подходов предлагается, во-первых, определять степень нуждаемости сектора малого и среднего предпринимательства территории в объемах и направлениях поддержки посредством комплексного анализа уровня его развитости; во-вторых, опираясь на степень готовности малого и среднего предпринимательства к участию в территориальном развитии, сформулировать приоритетные направления поддержки малого и среднего предпринимательства, адекватные существующим внешним и внутренним условиям социально-экономического развития территорий. Предлагаемый механизм позволит обеспечить органы территориального управления методическим инструментарием для проведения углубленного анализа и оценки перспектив развития территорий в части увеличения вклада малого и среднего бизнеса как основы для повышения устойчивости социально-экономического развития с помощью государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, развитие территории, условия для ведения бизнеса, вклад малого и среднего бизнеса, инновационный малый бизнес, экспортно ориентированные малые и средние предприятия