Социально-профессиональная группа учителей общеобразовательных школ в России представляет собой одну из наиболее массовых (более 1 млн человек) и статистически значимых категорий работников. Современные процессы трансформации занятости, имеющие последствиями размывание гарантий стабильной занятости, коснулись и этой отрасли. Учителя сталкиваются с падением престижа профессии, ростом педагогической и бюрократической нагрузки, в связи с чем их занятость приобретает признаки прекаризации. Цель исследования – анализ различных аспектов условий труда педагогических кадров общего образования и их оценка в части признаков прекарной занятости. Информационной базой послужили результаты мониторинга материального положения и социального самочувствия учителей общеобразовательных школ Вологодской области, проводимого Вологодским научным центром РАН в регионе (2011, 2015, 2017, 2020 гг.). Также использовались данные официальной статистики и социологические данные ВЦИОМ. Выявлено, что по большинству критериев (престиж профессии, вовлеченность в дополнительную занятость, участие в неформальных видах трудовых отношений, в том числе репетиторство, и т. д.) занятость в этом секторе рынка труда может характеризоваться как неустойчивая. Определены факторы, способствующие распространению прекаризации занятости в педагогической среде, обозначены его последствия, что составило научную новизну и практическую значимость исследования. На фоне постоянного реформирования отрасли образования и связанных с этим рисков неустойчивости занятости необходимо обеспечивать достойные условия труда для педагогических кадров. Учет факторов, обусловливающих появление признаков прекаризации педагогического труда, позволит принять своевременные меры по преодолению или минимизации негативного воздействия и будет способствовать успешности реформ в сфере образования
Ключевые слова
занятость, регион, общее образование, прекаризация, учитель, Регион, неустойчивость занятости, неформальные образовательные практики