Бюджетная политика всех уровней власти в России в настоящее время реализуется в условиях сильной турбулентности, сталкиваясь с необходимостью отвечать на шоковые вызовы новой реальности. В статье с использованием общенаучных методов исследования выполнен сравнительный анализ особенностей формирования доходов консолидированных бюджетов в дальневосточных субъектах Федерации. Рассмотрен опыт формирования собственных доходов региональных бюджетов в условиях внешних для региона шоков, дан анализ состояния бюджетной обеспеченности регионов. Показано, что устойчивость доходной части региональных бюджетов макрорегиона обеспечивали стабильные поступления налогов на прибыль (доходы) и имущественных налогов. Степень зависимости бюджетов дальневосточных регионов от федеральных трансфертов, превышавшая среднероссийскую в предкризисные годы, сильно возросла во время пандемии и осталась высокой в период санкционных ограничений. Усилилась рассинхронизация динамики собственных доходов бюджетов и межбюджетных трансфертов в регионах Дальнего Востока. Выявлено изменение уровня транспарентности (прозрачности) межбюджетных отношений в макрорегионе в кризисный период. Показано, что скорость выхода бюджетов дальневосточных субъектов из финансового кризиса, порожденного коронавирусной эпидемией и введенными санкционными ограничениями, зависит от специализации регионов. У регионов, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, восстановление бюджетных пропорций идет быстрее, чем у регионов добывающей специализации. Сделан вывод о необходимости в условиях высокой вероятности снижения доходной базы региональных бюджетов, совершенствовать систему избирательной помощи бюджетам в виде дотаций, что будет более адекватно компенсировать доходы, недополученные региональными бюджетами
Ключевые слова
региональная бюджетная политика, доходы консолидированного бюджета, бюджетные ответы в условиях кризиса, вызовы новой реальности, субъекты Федерации, Дальний Восток