Утверждение в конце 2024 года российским правительством новой стратегии пространственного развития России, не содержащей, в отличие от аналогичного документа 2019 года, тезиса о необходимости усиления межрегионального сотрудничества в макрорегионах и собственно состава таких макрорегионов, актуализирует вопросы о современном состоянии межрегионального сотрудничества как объекта федеральной пространственной политики и значимости макрорегионов для его укрепления. На основе анализа научной литературы, федеральных нормативно-правовых актов, накопленного опыта в сфере межрегионального сотрудничества показывается, что для его развития существуют как предпосылки, так и ограничения, прежде всего в части финансово-хозяйственного взаимодействия. Для смягчения последних предлагаются следующие направления совершенствования федеральной политики в сфере межрегионального сотрудничества: четкое артикулирование вопросов финансово-хозяйственного взаимодействия региональных органов власти как объекта деятельности отвечающих за пространственное развитие департаментов Минэкономразвития России, организация в министерстве работы по обобщению и распространению лучших практик межрегионального сотрудничества, мониторинга и координации деятельности иных федеральных министерств и ведомств в данной сфере; расширение практики федерального участия в проектах, связанных с сотрудничеством региональных органов власти, разработка дополнительных мер финансовой поддержки таких проектов; проработка вопроса распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами территорий как необходимого условия развития межрегионального сотрудничества, особенно в городских агломерациях. Выделяются этапы трансформации федеральной политики в отношении макрорегионов в широком их понимании (как объединений субъектов Федерации независимо от их названия). Признается корректность принятого решения об отказе от унифицированной сетки макрорегионов и предлагается гибкий подход к формированию объединений регионов для сотрудничества региональных органов власти – объединение регионов в разных составах, оптимальных для решения конкретных задач межрегионального сотрудничества
Ключевые слова
межрегиональное сотрудничество, конкуренция, региональные органы власти, стратегия пространственного развития, макрорегионы, налогово-бюджетное законодательство