Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
05.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Качество жизни и человеческий потенциал территорий"

Формирование коммуникативных способностей обучающихся в условиях развивающей среды НОЦ ИСЭРТ РАН

Соколова Д.В., Кулакова А.Б.

№5 (73), 2014

Соколова Д.В., Кулакова А.Б. Формирование коммуникативных способностей обучающихся в условиях развивающей среды НОЦ ИСЭРТ РАН // Проблемы развития территории. 2014. № 5 (73)

Данная статья посвящена одной из важнейших проблем современности – развитию коммуникативных способностей школьников в образовательной среде. В ней обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, а также значимость образовательной среды в формировании навыков общения. Рассмотрены теоретические подходы к определению понятий «коммуникативные способности», «развивающая среда образовательного учреждения». Изложена структура развивающей среды. Показано, что развивающая среда образовательного учреждения включает в себя пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный компоненты, которые оказывают непосредственное влияние на развитие коммуникативных навыков обучающихся. Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук осуществляет дополнительное школьное образование, которое представлено очным факультативом по экономике. В рамках деятельности данного факультатива группой психолого-педагогического сопровождения реализуется система мероприятий, ориентированная на развитие коммуникативных способностей школьников. С целью получения и оценки реальной картины изменений в личностной сфере обучающихся и выявления динамики формирования исследуемых склонностей в научно-образовательном центре проводится двухразовое диагностическое исследование «Коммуникативные и организаторские склонности» в течение всего периода обучения: «на входе» (8 класс) и на «выходе» (11 класс). Подробно представлены результаты диагностики и динамика развития исследуемых качеств. В статье сделан вывод о том, что в Научно-образовательном центре Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук выявлена положительная динамика в формировании практических навыков общения, что в целом подтверждает продуктивность развивающей среды научно-образовательного центра, которая является одним из факторов успешного формирования коммуникативных способностей

Ключевые слова

научно-образовательный центр, коммуникативные способности, развивающая среда образовательного учреждения, на- выки общения, диагностика «коммуникативные и организаторские склонности»

Полная версия статьи