Уже шестой год на Вологодчине полным ходом идет бюджетный кризис. Это вызвано, с одной стороны, существенным снижением экономического роста и соответствующим недопоступлением налоговых платежей, а с другой – необходимостью выполнения поставленных Президентом РФ задач социально-экономического развития страны, финансирование которых «съедает» почти все полученные доходы. Показатели стабильности регионального бюджета c 2009 года хуже среднероссийских. Область является крупным должником банков, однако ежегодно вынуждена привлекать все больше кредитов, но не на инвестиции, от которых можно ждать окупаемости, а на обслуживание прошлых долгов и финансирование текущих расходов. По итогам 2013 года Вологодская область стала одним из семи регионов РФ, в которых объем государственного долга превысил собственные доходы бюджета. В этих условиях региональные власти проводят политику жесткой финансовой консолидации, сопровождаемую секвестром не только инвестиционных, но и социальных расходов. Между тем детальный анализ расходной части областного бюджета показал, что бюджетные маневры сводятся к тому, чтобы не поступиться увеличением трат на управленческий аппарат и сохранением для него необоснованных привилегий. В статье представлены результаты анализа исполнения регионального бюджета Вологодской области за 2013 год, предложены альтернативные варианты оптимизации бюджетных расходов
Ключевые слова
бюджет, социальная политика, оптимизация, органы власти и управления, резервы экономии