Туризм в России рассматривается в качестве одного из приоритетных секторов национальной экономики и значимого фактора регионального развития. Во многих регионах Российской Федерации с эффективным функционированием сферы туризма связывается решение важнейших социально-экономических задач, таких как рост трудовой занятости и повышение уровня качества жизни населения, диверсификация региональной экономики, повышение инвестиционной привлекательности региона, улучшение экологической ситуации и оптимизация процесса природопользования и ряд других. В свете современной экономической ситуации все большую актуальность приобретает вопрос развития туризма как элемента территориальной экономической системы в целях наиболее полной и эффективной реализации туристского потенциала территории с учетом сложившихся в настоящее время благоприятных условий для развития туристской сферы. Особое значение начинает приобретать объективная оценка динамики достижения высоких показателей экономической эффективности отрасли туризма, учитывающая степень влияния отдельных компонентов на ее развитие в целом. Состояние этих компонентов может быть выражено посредством оценки экономической эффективности туристской сферы с опорой на доступные статистические данные. Методика оценки должна учитывать ряд условий: отсутствие необходимой статистической базы для целостной оценки уровня развития и эффективности внутреннего туризма; отсутствие универсальной для всех регионов совокупности показателей для оценки экономической эффективности внутреннего туризма, соответствующей данным статистического учета; поступательное развитие российского внутреннего туризма и рост его социально-экономической значимости. В статье представлен методический подход, основанный на интегральной оценке, включающей такие показатели, как количество туристов на единицу вместимости мест размещения, коэффициент использования номерного фонда, инвестиции в основной капитал коллективных средств размещения, доля отрасли туризма в валовом региональном продукте, количество туристов на 1000 человек населения, число мест в объектах общественного питания, оборот общественного питания на душу населения региона. Методика апробирована на материалах Вологодской области
Ключевые слова
оценка экономической эффективности, экономика туризма, внутренний туризм