Падение престижа института семьи, нарушение межпоколенческой коммуникации, высокий уровень алкоголизации населения, а также другие социальные проблемы приводят к падению качества и содержания семейного воспитания, нарушению социализации детей. В связи с этим возрастает потребность тесного сотрудничества и активного взаимодействия семьи и школы, без которого решение проблемы социализации ребенка невозможно. Наблюдения показывают тенденцию ослабления этого взаимодействия, усиления напряженности во взаимоотношениях семьи и школы, ослабления связи микросоциума семьи и микросоциума школы. Недостаточное воспитательное воздействие социальных институтов, влияние неблагоприятных факторов социальной среды могут привести к росту числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. Образовательная организация обладает огромным потенциалом адекватной социализации личности, поскольку в процессе обучения ребенок приобретает не только знания, умения и навыки, но и опыт общения со сверстниками и взрослыми, работы в коллективе. В то же время высокое разнообразие проявлений девиантного поведения среди несовершеннолетних актуализирует выбор приоритетных направлений профилактической и коррекционной работы с данной категорией на уровне образовательных организаций. Целью исследования является рассмотрение механизма работы с девиантными детьми и их семьями, основанного на принципах системности, субъектного подхода и непрерывного взаимодействия специалистов. Раскрываются роль и функции школьного Совета профилактики в обеспечении сотрудничества специалистов образовательной организации, задействованных в работе с обучающимися, характеризующимися девиантным поведением, и их семьями
Ключевые слова
социальная адаптация, девиации, девиантное поведение, несовершеннолетние, профилактика и коррекция девиантного поведения