Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
05.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Качество жизни и человеческий потенциал территорий"

Основные направления работы с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении

Разварина И.Н., Барсуков В.Н., Смолева Е.О., Нацун Л.Н.

№3 (83), 2016

Основные направления работы с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении / Разварина И.Н., Барсуков В.Н., Смолева Е.О., Нацун Л.Н. // Проблемы развития территории. 2016. № 3 (83). С. 81-99

Статья посвящена актуальной проблеме профилактики и коррекции девиантного поведения детей как одному из направлений деятельности государства по формированию качества трудового потенциала. Цель исследования – выявить проблемы, связанные с поведением, нравственностью, образом жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проследить этапы формирования различных форм девиаций, наметить пути их преодоления. В задачи исследования входило изучение трудных жизненных ситуаций для несовершеннолетних и их семей и выделение тех из них, которые могут быть подвержены профилактическим и коррекционным воздействиям. В статье использованы результаты социологического исследования Института социологии РАН, ООО «Центр социального прогнозирования и маркетинга». Методологическую основу работы составили социологические опросы и фокус-групповые исследования классных руководителей, представителей органов опеки и попечительства, руководителей образовательных организаций в 20 регионах России. Актуальность исследования обусловлена практической значимостью изучения трудной жизненной ситуации и социально опасного положения, которые приводят к росту правонарушений и социальных отклонений в подростковой среде. Новизна решаемых задач связана с отсутствием в отечественной литературе попыток масштабного изучения различных моделей социализации с точки зрения риска девиаций и факторов преодоления трудной жизненной ситуации. Подтверждено, что основными институтами, влияющими на социализацию детей, являются семья и школа. В образовательной системе отсутствует целевая установка на социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Выявлены основные аспекты, затрудняющие работу по предупреждению и коррекции агресивного и дезадаптивного поведения у детей: нормативно-правовые, организационно-управленческие, материально-финансовые, кадровые, методические. Даны рекомендации для профилактики нарушения социализации несовершеннолетних. Результаты исследований могут быть использованы и в других регионах для принятия научно обоснованных решений по изучаемым проблемам, организации системы превентивной работы на всех уровнях власти

Ключевые слова

социализация, девиантное поведение, трудная жизненная ситуация, социально опасное поведение, институты социализации

Полная версия статьи