Среди основных вызовов, стоящих перед Россией на долгосрочную перспективу, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначено возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Также в ней определено, что конкурентоспособность страны невозможно будет поддерживать за счет экономии на развитии образования. Вместе с тем по многим показателям развития образования Российская Федерация отстает от ведущих развитых стран мира. Решение данных проблем не представляется возможным без повышения эффективности и результативности управления образовательными системами различного уровня. Одним из широко распространенных и неплохо зарекомендовавших себя методов управления является программно-целевой. Его применение в России было закреплено федеральным законом о стратегическом планировании. В настоящее время программно-целевое управление используется в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в системе образования. Однако зачастую применение данного метода не лишено недостатков и ошибок, носит формальный характер, а на практике доминируют традиционные методы управления. В результате далеко не всегда достигается запланированный эффект. Целью данной статьи является индикативная оценка результативности программно-целевого управления образовательными системами на примере Вологодской области. Проведен сопоставительный анализ основных положений государственных программ развития образования Российской Федерации и Вологодской области на 2013–2020 годы на предмет согласованности. Рассмотрен состав основных индикаторов рассматриваемых программных документов, выявлены сходства и отличия ожидаемых результатов. Осуществлен индикативный анализ результативности программно-целевого управления образовательной системой Вологодской области в сравнении с результативностью на федеральном уровне. Тем не менее далеко не всегда достижение плановых значений говорит о результативности и эффективности управления. Такая ситуация может возникнуть при некорректности системы целевых результативных показателей, что влечет за собой негативные последствия, называемые «парадоксами результативности». В статье на основании анализа ряда отечественных и зарубежных исследований предпринята попытка идентификации «парадоксов результативности» на примере государственной программы «Развитие образования Вологодской области» на 2013–2020 годы. На основании данных исследования предложены направления повышения результативности и эффективности оценки реализации государственных программ на региональном уровне
Ключевые слова
система образования, региональная экономика, результативность, программно-целевое управление, индикативная оценка, «парадоксы результативности»