В большинстве федеративных государств муниципальный уровень управления не входит в систему органов государственной власти. Вопросы развития муниципалитетов должны решаться непосредственно населением и образуемыми ими органами местного самоуправления. Однако после проведенной реформы местного самоуправления в России в соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные образования пока еще не стали полностью самостоятельными в решении всех вопросов и проблем местного значения. Причинами этого являются дефицит собственных доходных источников местных бюджетов и финансовая зависимость от органов государственной власти; неэффективность муниципально-территориального устройства, когда имеется множество муниципалитетов с крайне слабой экономической базой для их развития. В связи с этим особую важность имеют вопросы поиска путей и инструментов обеспечения саморазвития локальных территорий, то есть развития преимущественно за счет внутренних ресурсов. Целью статьи является оценка возможностей саморазвития муниципальных образований (на материалах Вологодской области), а также разработка механизма его обеспечения. Показано, что с точки зрения финансовой самостоятельности саморазвивающимся нельзя назвать ни один район и городской округ Вологодской области, так как доля собственных (налоговых и неналоговых) доходов в структуре доходов их бюджетов в 2000–2015 гг. была крайне низкой (менее 50%). В ходе опроса глав муниципалитетов Вологодской области, проведенного в 2016 году, выявлены ресурсы, которые могут стать факторами их саморазвития. Разработана методика оценки уровня социально-экономического развития городских и сельских поселений, которая позволит выявлять наиболее развитые (фактически саморазвивающиеся) территории, к которым можно присоединять более слабые поселения района. Результаты апробации данной методики показали, что отмечается значительная дифференциация поселений, а наиболее развитым является, как правило, лишь одно поселение вокруг административного центра района. Предложен механизм обеспечения саморазвития муниципальных образований, который включает в себя формы, методы и инструменты управления развитием муниципалитетов и обеспечение реализации данного механизма. Предложены 3 варианта объединения поселений (на примере Великоустюгского муниципального района Вологодской области), что составляет практическую значимость статьи. Данная статья может служить основой для дальнейших исследований по данной проблематике, касающихся более обстоятельной проработки отдельных форм и инструментов саморазвития муниципалитетов
Ключевые слова
социально-экономическое развитие, вологодская область, муниципальные образования, методика, уровень развития, опрос, саморазвитие