Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
22.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Качество жизни и человеческий потенциал территорий"

Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения

Дементьева И.Н.

№1 (93), 2018

Дементьева И.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения // Проблемы развития территории. 2018. № 1 (93). С. 122-132. DOI: 10.15838/ptd/2018.2.93.9

DOI: 10.15838/ptd/2018.2.93.9

Потребительское поведение выступает одним из главных факторов экономического развития. Потребительский спрос стимулирует экономический рост и в то же время выступает индикатором, отражающим уровень и качество жизни населения. Целью исследования, представленного в статье, стал анализ основных теоретико-методологических направлений изучения поведения потребителей. Исследования показали, что в научной литературе существует несколько наиболее распространенных подходов (экономический, социологический, социально-психологический, маркетинговый, анализ потребительского поведения в контексте поведенческой экономики), а также широкий спектр вариантов определения категории «потребительское поведение». Так, исследователи-экономисты в центр «потребительского поведения» выдвигают «процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их доходов и личных предпочтений». В соответствии с социологическим подходом, потребительское поведение – это социальный процесс, движимый активностью функционирующих в нем социальных субъектов (потребителей), интересами, поведением и взаимодействием социальных групп и слоев и зависящий от конкретных исторических и социальных условий. Социально-психологическая модель представляет потребительское поведение как частный случай социального поведения, регуляторами которого выступают ценности, установки, эмоции и настроение, когнитивные процессы участников рыночных отношений. В исследованиях специалистов в области маркетинга потребительское поведение рассматривается как совокупность действий, связанных с поиском, выбором, оплатой, использованием товара, а также с оценкой потребителем правильности сделанного выбора. На наш взгляд, потребительское поведение является сложным комплексным феноменом и требует всестороннего изучения с точки зрения экономики, политики, социологии и психологии, маркетинга, экономической теории и менеджмента. В условиях рыночной экономики исследования проблем потребления должны быть дополнены подходом с социальных позиций и, прежде всего, теории народонаселения, демографии

Ключевые слова

теоретико-методологические подходы, потребительское поведение, экономическая социология, поведенческая экономика, предельная полезность, эластичность потребностей и спроса

Полная версия статьи