Целью статьи является социологический анализ образовательных ориентаций выпускников сельских школ Саратовской области. Актуальность исследования обусловлена стратегической ролью молодежи в процессах формирования человеческого капитала России и модернизации ее социально-экономического развития. Выделены три группы выпускников сельских школ по образовательным ориентациям (ориентированные на получение среднего профессионального и начального профессионального образования; желающие получить высшее образование и ориентированные на послевузовское образование). Представлен анализ факторов, обусловливающий формирование определенного типа ориентаций, связанных с ближайшим окружением (семья и родственники, друзья, учителя, средства массовой информации, интернет) и внутренними особенностями (склонности, ценности, мотивация). Выявлено, что дифференциация образовательных намерений обусловлена различиями в системах жизненных ценностей молодых людей и месте образования в них, барьерами на пути реализации образовательных стратегий и предпосылками обеспечения образовательных стремлений (факторы достижения жизненного успеха, оценка субъективного уровня успеваемости, ближайшие жизненные планы). Представлен анализ особенностей жизнеустройства выпускников 9 и 11 классов средних школ региона, позволяющий оценить степень реализации индивидуальных образовательных ориентаций сельской молодежи. Показано, что успешность образовательных стратегий зависит от особенностей родительской семьи (уровень образования родителей, социально-экономический статус семьи, состав и структура семьи), а также личностных качеств, особенностей мотивационно-достиженческой системы и характеристик ближайшего окружения молодых людей. Информационную базу исследования составляют результаты прикладного социологического исследования, проведенного Институтом аграрных проблем РАН в 2017 году. Результатом исследования является вывод о наличии существенных различий в образовательных притязаниях выпускников сельских школ Саратовской области, обусловленных многообразием их интересов, потребностей, смысложизненных ценностей и имеющимися возможностями. Сделан вывод о том, что высокие образовательные и профессиональные стремления значительной части выпускников сельских школ позволяют считать уровень жизненных притязаний молодежи основным ограничением будущего устойчивого развития сельских территорий
Ключевые слова
социологическое исследование, сельская молодежь, образовательные ориентации, саратовская область