В условиях нестабильной экономической среды регионы находятся в поиске альтернативных и потенциальных ресурсов для решения социально значимых проблем, улучшения качества жизни и благосостояния населения. К долговременному фундаментальному фактору решения этой задачи можно отнести развитие некоммерческого сектора. В России социально ориентированные некоммерческие организации составляют основу некоммерческого сектора, при этом остается недостаточно изученной проблема оценки экономической значимости этих организаций для регионального развития. Целью статьи является представление методического инструментария для оценки экономической значимости некоммерческого сектора в регионе. Для реализации поставленной цели в исследовании использовались общенаучные методы системного, структурно-функционального анализа, обобщения, научной абстракции, синтеза, индукции и дедукции, метод интегральной оценки. Предложенный авторами методический инструментарий основан на построении синтетического (интегрального) показателя, определяющего долю некоммерческого сектора по отношению к валовому региональному продукту как к одному из макроэкономических показателей развития субъектов Российской Федерации. В основу методики положены три модели поведения: «СОНКО как социальный предприниматель», «СОНКО как объединенный благотворитель» и «СОНКО как добровольческий центр». В рамках исследования была проведена первичная апробация методики на регионах Северо-Западного федерального округа интерпретацией полученных результатов. Анализ показал, что в целом вклад социально ориентированных некоммерческих организаций в валовый региональный продукт регионов Северо-Западного федерального округа варьируется от 0,3 до 1,5%. Регионом-лидером по данному показателю является Вологодская область, аутсайдером Ленинградская область. Результаты исследования могут быть полезны федеральным и региональным органам власти при разработке государственных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, долгосрочных стратегий социально-экономического развития регионов
Ключевые слова
методика, региональная экономика, нко, некоммерческие организации, врп, некоммерческий сектор, социально ориентированные некоммерческие организации, сонко