В условиях перехода российской экономики к шестой промышленной революции со стороны не только научного сообщества, но и органов государственной власти, а также коммерческого сектора стало уделяться особое внимание вопросам развития инновационного предпринимательства. Это связано с тем, что субъекты обозначенного типа предпринимательской деятельности играют важнейшую роль в реализации стадий инновационного процесса. В частности, в большинстве экономически развитых стран функция по переводу инновационных решений в разряд конечного инновационного продукта возложена на частные инновационные компании. Несомненно, развитие инновационного предпринимательства в России является одним из приоритетных направлений, что находит свое отражение в нормативно-правовых документах (стратегиях, программах, национальных проектах и пр.). Тем не менее развитие инновационного предпринимательства в региональном разрезе нельзя назвать однородным. Стоит отметить, что на данный момент отсутствует полноценная методика, позволяющая дифференцировать российские регионы по уровню развития инновационного предпринимательства. Она могла бы позволить значительно оптимизировать процесс выявления проблем и определения перспектив развития обозначенного типа предпринимательства благодаря интерполяции особенностей развития инновационного предпринимательства в рамках конкретного региона на целую группу регионов. Цель данной работы состоит в разработке и последующей апробации такой методики. Авторская методика построена на основе вычисления интегрального показателя, полученного путем расчета суммы произведений стандартизированных и нормализованных значений показателей, характеризующих инновационное предпринимательство, на их веса, вычисленные при помощи метода главных компонент (PCA). Апробация методики на субъектах РФ позволила выделить три группы регионов по уровню развития инновационного предпринимательства. Методика может представлять интерес для ученых (специалистов) в сфере инновационной экономики, которые занимаются исследованиями в схожей проблемной области, а также для представителей органов региональной власти при разработке мероприятий, направленных на инновационное развитие территорий
Ключевые слова
регион, методика, стандартизация, группа, инновационное предпринимательство, показатель