В декабре 2016 года в Российской Федерации завершилась одна из важнейших стадий бюджетного процесса – утверждение бюджетов всех уровней. Особенностью нового бюджетного цикла 2017–2019 годов является возвращение к трехлетнему планированию. Как известно, в 2015 году в условиях системного социального экономического кризиса в стране и осложнения внешнеполитической ситуации российские власти отказались от практики трехлетнего планирования, и бюджеты на 2016 год составлялись на одногодичной основе. Базовый вариант прогноза социально-экономического развития, заложенный в основу федерального бюджета, не предполагает кардинального изменения модели экономического роста в 2017–2019 годах. Судя по основным параметрам бюджетов всех уровней, не произойдет и улучшения ситуации в бюджетной системе страны. В этих условиях для органов субфедерального и муниципального управления задача формирования бюджета развития становится практически нереализуемой. Более того, централизованная модель бюджетного устройства, перераспределяющая основную долю собранных в территориях налогов в пользу федерации, заставляет региональные и муниципальные власти все большую часть и первоочередных расходов финансировать за счет привлеченных средств, одним из главных инструментов которых выступают коммерческие кредиты. С особой интенсивностью процессы накопления проблем формирования и исполнения бюджетов происходят на муниципальном уровне. По расчетам Института социально-экономического развития территорий РАН, в 2015 году в 53 из 70 административных центров России обеспеченность доходами на одного жителя была ниже среднего значения. В статье представлены результаты анализа бюджета города Вологды на 2017–2019 годы, основная задача которого заключалась в определении того, как трехлетний бюджет нацелен на решение задач социально-экономического развития областной столицы. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что бюджет города на предстоящий краткосрочный цикл станет, по сути, бюджетом выживания. Его главная задача – не допустить срыва выполнения первоочередных потребностей жизнеобеспечения населения, что потребует от городских властей проведения политики жесткой бюджетной консолидации
Ключевые слова
собственные доходы, долговая нагрузка, кредиты, муниципальный долг, межбюджетная политика, бюджетное планирование, бюджет города, налог на доходы физических лиц