Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
05.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Качество жизни и человеческий потенциал территорий"

Образование как ценность молодежи в контексте инновационного развития Российской Федерации

Петровская Ю.А.

№3 (101), 2019

Петровская Ю.А. Образование как ценность молодежи в контексте инновационного развития Российской Федерации // Проблемы развития территории. 2019. № 3 (101). С. 107–122. DOI: 10.15838/ptd.2019.3.101.7

DOI: 10.15838/ptd.2019.3.101.7

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа роли образования и модернизации системы образования в контексте ключевых направлений инновационного развития российского общества, в частности направления, связанного с формированием инновационной личности как особого социального типа. Предпосылкой проведения исследования выступили предыдущие исследования автора, посвященные анализу результативности реализации Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года через призму позиций России в мировых рейтингах, а также с точки зрения основных количественных показателей; анализу основных теоретических подходов и проблем изучения инновационной личности и инновационного потенциала. Целью исследования является анализ роли образования в структуре жизненных ценностей молодежи в контексте инновационного развития РФ (на примере Республики Карелии). Особое внимание уделяется изучению двух основных аспектов: мотивации молодых людей в сфере образования, роли образования в системе ценностей современной молодежи; уровня формирования инновационных ценностей и компетенций, а также роли образовательных институтов в инновационном развитии молодежи. Теоретико-методологическую основу исследования составляют цивилизационный подход к изучению социально-экономических процессов и инновационного развития общества, диспозиционная концепция личности с учетом достижений современных когнитивных наук. В ходе исследования применялись теоретический анализ, вторичный анализ результатов социологических исследований, а также эмпирические методы: электронное анкетирование, экспертное интервью, дискурс-анализ. В результате исследования уточнены представления о содержании понятия «инновационная личность», определена роль образования в структуре ценностей современной молодежи, охарактеризована роль школы и вуза в формировании инновационных ценностей и компетенций. Проведенная работа выводит нас на новое направление исследований: изучение потенциала высшей школы в формировании инновационной личности с учетом социально-исторических и цивилизационных особенностей российского общества. Научную новизну составляет авторская система показателей, включенная в содержательные концепты дискурс-анализа роли образования в структуре жизненных ценностей молодого поколения

Ключевые слова

молодёжь, образование, интеллект, ценности, инновационная личность, мотивация, инновационные компетенции

Полная версия статьи