Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
05.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Качество жизни и человеческий потенциал территорий"

Поведенческие факторы образовательной траектории в обеспечении кадровых потребностей региона

Гайнанов Д.А., Атаева А.Г., Мигранова Л.И.

Том 26, №5, 2022

Гайнанов Д.А., Атаева А.Г., Мигранова Л.И. (2022). Поведенческие факторы образовательной траектории в обеспечении кадровых потребностей региона // Проблемы развития территории. Т. 26. № 5. С. 88–109. DOI: 10.15838/ptd.2022.5.121.7

DOI: 10.15838/ptd.2022.5.121.7

Рост профессионально-квалификационного дисбаланса между рынками труда и образовательных услуг усугубляется явно выраженным региональным характером. В каждом регионе рынок труда является частью социально-экономической системы. Как показали исследования, в Республике Башкортостан наблюдается значительный дисбаланс по ряду направлений подготовки. Помимо всего существуют и субъективные поведенческие факторы абитуриентов и выпускников вузов, усиливающие дисбаланс рынков труда и образовательных услуг. Статистические данные и результаты опроса позволили авторам построить возможные варианты линий поведения студентов/выпускников вузов по конкретным направлениям обучения как в части продолжения обучения, так и в части вхождения в рынок труда. Авторами выдвинута гипотеза исследования, которая заключается в том, что решения, принимаемые абитуриентом/студентом/выпускником на его образовательной траектории, коррелируют со значениями дисбаланса рынков труда и образовательных услуг по ключевым направлениям подготовки. Для проверки гипотезы выделено восемь основных узлов формирования образовательной траектории, возможные последствия реализации этих траекторий, определяющие уровень дисбаланса между подготовкой специалистов и спросом на региональном рынке труда, факторы и условия, влияющие на выбор индивидуальной образовательной траектории студентов/выпускников. Проанализировано поведение выпускников вузов Республики Башкортостан на образовательной траектории и сделаны соответствующие выводы. Результаты исследования являются основой в построении требуемых для региона маршрутов и программ образовательных продвижений, определения необходимых управляющих действий для направления студентов/выпускников к целевому поведению обеспечения кадровых потребностей региона

Ключевые слова

образовательная траектория, кадровые потребности региона, поведение выпускников вузов, опрос выпускников вузов, молодежь на рынке труда

Полная версия статьи